20 лет в Шенгене. Европа без границ и контроля над мигрантами

Нет комментариев 3 просмотров

В 1985 году было подписано соглашение между европейскими странами об упрощении паспортно-визового контроля, больше известное нам как Шенгенское соглашение. В эти дни исполняется 20 лет с момента вступления его в силу в 1995 году. АиФ.ru решил подвести итоги того, какую вред и пользу принесла Европе Шенгенская зона. На вопросы ответил руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелёв.

Екатерина Ларинина: Борис Александрович, сегодня 20 лет как большая часть Европы живёт в Шенгенской зоне. Можно подвести какие-то итоги?

 20 лет  это хороший повод, чтобы подвести итоги действия Шенгенского соглашения. Оно подписано большинством членов Европейского Союза и установило общее пространство, в рамках которого можно передвигаться на безвизовой основе. Это, конечно, создало качественно новую ситуацию в Европе, позволило бизнесу более эффективно решать свои проблемы. Это также способствовало развитию туризма на этом пространстве. Поэтому можно сделать вывод, что в общем результаты позитивные, но есть проблемы и вызовы, с которыми страны сталкиваются. Но в общем и целом они решают эти проблемы и находят возможности справиться с этими вызовами.

— Были ли трудности, с которыми пришлось столкнуться европейцам? Мы помним, как в ряде экономически развитых европейских стран возникало недовольство неконтролируемым наплывом трудовых мигрантов.

 Конечно, возникли проблемы. После расширения ЕС в 2004 году и вступления в  него большой группы стран Центральной, Восточной Европы, а также стран Балтии, присоединения к ЕС Болгарии, Румынии, Хорватии, естественно, возник целый ряд проблем, связанных с передвижением населения. Люди из Восточной Европы начали переезжать в Западную Европу в поисках работы. Конечно, это изменило ситуацию на рынке труда, создавало конкуренцию местной рабочей силе. Но это не привело к каким-то большим драматическим последствиям и росту напряжённости. На рынок труда больше оказывали давление трудовые мигранты из стран Северной Африки, Азии  именно они создавали массу проблем. Перемещение рабочей силы из Польши и стран Балтии компенсировало недостачу рабочей силы в Западной Европе.

Всё дело в том, что рождаемость там низкая, можно сказать, минусовая, а экономика все последние годы развивалась, что создавало необходимость в притоке рабочей силы. Конечно, удавалось этот дефицит рабочей силы покрывать и в рамках системы спрос-предложение удерживать цену рабочей силы на приемлемом для экономики уровне.

Итоги деятельности Шенгенской зоны в общем и целом позитивны. Положительного здесь гораздо больше, чем отрицательного. Ситуация складывается таким образом, что, получив визу в одной из стран – участниц Шенгенского соглашения, человек может свободно передвигаться по всем странам, входящим в Шенгенскую зону. Но при этом мигранты из стран Африки, попадая тем или иным путём в одну из стран, в особенности это характерно для Италии, получают документы и могут разъезжаться по всей Европе. Это, конечно, создаёт немало проблем для этих стран с социальной, политической точки зрения, а также в плане установления контроля над криминальными действиями многих мигрантов. Это большие массы населения, за которыми нужно следить. Мы знаем, что это вызывало протест со стороны Франции, Германии и ряда других стран. Тем не менее, ситуация в рамках Шенгенской зоны находится под контролем, и каких-то массовых движений населения в рамках Шенгенской зоны мы на сегодняшний день не наблюдаем.

Сейчас к Шенгенской зоне должны присоединиться Болгария и Румыния. Это, конечно, создаёт новые проблемы и новые вызовы для стран-участниц договора. Но я думаю, что здесь можно будет установить какой-то контроль.

 Как строятся отношения России со странами Шенгенского соглашения?

 В отношении третьих стран Европа проводит достаточно жёсткую политику контроля за въездом. Это мы видим и на примере переговоров о безвизовом въезде из России. Об этом пытались договориться много лет, но положительного результата так и не получили. В условиях обострения отношений в связи с украинским кризисом этот вопрос переносится на очень длительную перспективу. Но страны – члены Шенгенского соглашения не торопятся предоставить безвизовый въезд и для граждан Украины. То есть они соблюдают достаточно жёсткий контроль над въездом, опасаясь наплыва граждан других стран в свои государства. Этот процесс контроля и дальше будет совершенствоваться.

Здесь любопытна политика Великобритании, которая к Шенгенскому соглашению не присоединилась и отказывается от его подписания, предпочитая держать под контролем национальных органов въезд в страну, а не предоставлять решение этой проблемы каким-то структурам других государств Европы.

 Кто-то ещё может последовать примеру Великобритании?

 Подобные заявления были со стороны французов, когда туда хлынул поток мигрантов из Северной Африки после ливийских событий. Но они эту ситуацию утрясли, а Италия занялась контролем въезда в свою страну. Поэтому вопрос удалось урегулировать на межгосударственном уровне в рамках Шенгенской зоны.

 Как далеко может расшириться Шенгенская зона в обозримом будущем?

Сейчас речь идёт о Болгарии и Румынии, которые должны присоединиться к соглашению. В перспективе, возможно, Балканские страны, если станут членами ЕС, Черногория, Албания. Но это достаточно в отдалённой перспективе. Впрочем, эти страны не очень страдают от того, что не являются участницами Шенгенского соглашения, потому что на двустороннем уровне у них есть договоры, которые регулируют проезд граждан этих стран на территорию ЕС, и проблем они не имеют.

Похожие новости

Написать комментарий

Ваш E-mail не будет публиковаться. Заполните все поля отмеченные как (обязательно)

Новости партнеров